Если сотрудник получил повреждения во время командировки

Повредить свое здоровье сотрудник рискует не только по месту работы, но и там, куда его могут направить в командировку. Но будет ли, подобное собы¬тие являться производственным несчастным случаем? Необходимо ли его расследовать и кто будет этим заниматься? Давайте разбираться в этом вопросе.

Несчастный случай, произошедший в командировке: производственный или нет?

В командировке сотрудник исполняет поручение своего начальника. Впрочем, это совсем не означает, что все несчастные случаи, произошедшие с командированным работником, всегда будут считаться производственными. Поскольку у работника имеется и личное время.

По общим нормам травма будет связанной с производством, если ее получили:

  • в рабочий период. Имеется в виду, в те рабочие часы по конкретному графику, а также, если работа выполнялась сверхурочно, в праздничные и выходные дни. Рабочим является также время, которое требуется для того, чтобы привести в порядок приборы, одежду и так далее;

  • во время рабочих поездок при пользовании любым видом транспорта, а также пешком, а по пути на работу и с работы — исключительно на личном или служебном транспорте (если имеется соглашение с начальником о его использовании);

  • при следовании к месту служебной поездки и возвращению назад. Здесь не имеет значения, как добирался сотрудник — на транспорте или пешком, и какой это был транспорт — служебный, личный или общественный;

  • при других действиях, которые обусловлены рабочими отношениями или совершаемых в интересах начальника.

Это интересно

Международные стандарты гостиничного обслуживания

Как подтвердить документально расходы по найму жилого помещения?

При помощи каких документов можно подтвердить расходы по найму жилья в командировке? Любой вариант съема жилья предполагает обязательное оформление документов.

Последний пункт при расследовании «командировочных» повреждений используется намного чаще, чем при расследовании травм по месту работы. Это из-за того, что в командировке работник может трудиться вечером или в выходные дни и не всегда в офисе или на производстве.
Так, ВАС признает незаконными деяниями ФСС, отказавшего выплатить страховое возмещение в травматическом случае, полученным сотрудником в рабочее время при поездке в магазин. Страховщик считал, что для того, чтобы признать поездку служебной необходимы те же документы, которыми, как правило, подтверждаются «прибыльные» затраты (приказ об использовании собственного автомобиля для нужд предприятия, путевые листы, документы, которые подтверждают необходимость покупки товаров для предприятия, и так далее). Подобных документов у начальника не имелось, все распоряжения были в устной форме. Но ВАС принял решение, что это не может изменить производственного характера поездки. Необходимо отметить, что в рассматриваемом деле несчастное происшествие случилось по месту постоянной работы. Впрочем, данная позиция может пригодиться при споре о характере поездки в командировке. Поскольку там вышеперечисленные документы, как правило, не оформляются.

ВЫВОД

  1. Подлежат расследованию любые несчастные случаи, которые случились с работником в командировке.

  2. Чтобы правильно квалифицировать травмы в служебной поездке очень важно не столько то, где она случилась и в какое время, сколько то, в чьих интересах действовал сотрудник, когда ее получил: своих или начальника.

Давайте рассмотрим особенности квалификации повреждений, которые получены командированными в разных ситуациях.

Путь следования в служебную поездку начинаетсяпо-разному

Где и когда начинается путь следование к командировочному месту? Если утром работник приехал на работу, а потом оттуда поехал в аэропорт или на железнодорожный вокзал — от места постоянной работы. Но если в день выезда в служебную поездку работник на работу уже не выходил, то дорога начнется от его дома. Но здесь необходимо учитывать и время, нужное для того, чтобы доехать до места отправления определенного вида транспорта. К примеру, поезд уезжает вечером, а работник вышел из дома уже утром (чтобы прогуляться по магазинам или по дороге навестить друзей). Здесь ясно, что время, затраченное на свои личные дела, вообще нельзя считать «следованием в служебную поездку».
Если учитывать вышесказанное, документальное подтверждение того события, что несчастный случай случился конкретно по пути в командировку, обычно вызывает трудности. Так, командировочное удостоверение информирует исключительно о дате отбытия в служебную поездку и прибытия в назначенное место. В билетах указывается более точная информация (время, когда вылетает самолет, отправляется поезд или автобус), но этого, как правило, не достаточно. Если, например, работник погибает в авиакатастрофе, то это, несомненно, производственное несчастное происшествие. Следует только установить, что работник имел регистрацию на рейс. А если с работником произошла авария в такси или он травмировался в метро, когда ехал в аэропорт? Здесь будет необходимо вначале установить время выезда (к примеру, показания свидетелей), а затем сопоставить его со временем вылета.

Проблемы с квалификацией повреждений возникают и в том случае, если работник направляется в командировку из места, которое не является его местом жительства. Предположим, работника вызвали из отпуска, так как случилась необходимость срочным образом направить его в командировку. Чтобы сэкономить время, работник поехал в служебную поездку прямо из того города, где находился в отпуске, не заезжая к себе домой. Это все согласовывалось с начальником. По пути на вокзал он неожиданно упал и поломал ногу.

В этом случае работник уже следовал в служебную поездку, поэтому травма считается производственной. Но, чтобы вам в ФСС произвели выплаты по страховке, необходимо указать в приказе о направлении сотрудника в служебную поездку, что работнику дали разрешение выехать в служебную поездку из места отдыха (следует писать конкретный адрес). Так вы докажете, что работник исполнял волю начальника. У предприятия также должен иметься приказ о досрочном отзыве сотрудника из отпуска с обязательным указанием причин отзыва и даты. И также, расследование комиссии должно дать подтверждение, что время выхода сотрудника из дома (гостиницы и т.п.) соответствовало времени отъезду поезда.

Поездки в период командировки

Точно определить, была ли поездка, в период которой случилось несчастье, производственной, как правило, можно исключительно исходя из общего анализа всех обстоятельств происшествия. Так, например, работника отправили в командировку в соседний город. Каждый вечер он ехал домой на машине. В одной из таких поездок сотрудник погибает. Комиссия посчитала это происшествие не связанное с производством, поскольку:

  • работник имел забронированное гостиничное место на время командировки, выделялись денежные средства на проживание в ней;

  • решение о каждодневных поездках домой с начальником не согласовывалось;

  • в командировочном удостоверении сотрудника были отмечены только записи о выбытии из родного города в 1-й день служебной поездки и прибытии в город, где проходила учеба;

  • дополнительных поручений от начальника в период служебной поездки, включая день смерти, сотрудник не получал.

Судьи и главный государственный инспектор труда с решением комиссии согласны.

Отдых и рабочее время

Формально на работников, которые находятся в служебной поездке, распространяется режим рабочего времени тех предприятий, куда они командированы. Впрочем, это не означает, что в иное время они не работают. Они могут иметь свой график, который продиктованный целями служебной поездки.А уж рассчитать график тех сотрудников, которые не прикомандированы к конкретному предприятию, фактически нельзя.

Как же тогда правильно определить время получения сотрудником травмы в период служебной поездки к рабочему или личному времени?

СИТУАЦИЯ 1.

Сотрудник прикомандирован к иному предприятию, и его служебное поручение требует, чтобы он постоянно находился на работе
В данном случае производственный характер повреждения, полученного в рабочие (по графику предприятия) часы, подразумевается.
К примеру, сотрудник, которого направили в командировку в Нигерию, трудился по строго установленному графику и получил повреждение в рабочее время на территории торгпредства при осуществлении работ, которые предусмотрены должностной инструкцией. ФСС посчитал случай не страховым, так как, работник вовремя не сказал своему начальнику о несчастном происшествии, и нет документов, которые устанавливают его связь с производством. Но суды полагались на то, что повреждение было получено при исполнении трудовых обязанностей, а доказательства другого отсутствуют.

В иной истории командированные сотрудники погибли в зоне служебной деятельности геологического отряда. Как считал инспектор, место несчастного случая точно свидетельствовало о связи его с производственным процессом. Выразили свое согласие с такой позицией и суды 2-х инстанций. Впрочем, Верховный суд Республики Карелия отменил решения, вынесенные ими. Он сказал, что тот день, когда произошло происшествие, считался выходным из-за сильных дождей. Сотрудники во время гибели занимались рыбалкой, а не
производственной деятельностью.

СИТУАЦИЯ 2.

Сотрудник, находящийся в командировке, работает по свободному графику.
В данном случае его командировка или вообще не предусматривает работу на других предприятиях, или предусматривает их посещение с определенной периодичностью. К примеру, работник приходит в кафе для проведения переговоров с представителем партнерской организации. Это входит в его служебные обязанности, а также выделяются деньги на соответствующие расходы. В это время в кафе возникает пожар, повлекший возникновение ожогов у работника. Данное несчастье является производственным, так как работник выполнял поручение работодателя. Но при аналогичном несчастном случае, произошедшем с работником во время обычного завтрака в ресторане гостиницы, травма уже является бытовой.
Рассмотрим пример, при котором вдова работника не смогла добиться признания незаконным акта, составленного по результатам расследования непроизводственного несчастья с ее мужем, который погиб, находясь в командировке. Судьи (в том числе и ВС) сообщили, что происшествие случилось в нерабочее время, в период отдыха в гостинице и не связано с выполнением работ. А само несчастное происшествие случилось из-за бытового конфликта данного работника с иным лицом.

Иногда определить диапазон рабочего времени позволяет специфика профессии пострадавшего. Например, водитель, выполнявший перевозку пассажиров, направлен в командировку для перевозки работников налоговой инспекции. Данный водитель привез пассажиров в гостиницу в 19.00 и отогнал машину в гараж. Около 22.00, когда он стоял возле гостиницы с налоговиками, на них напали, в результате чего водитель погиб. Суд сообщил, что рабочее время данного водителя закончилось после постановки машины в гараж. Основываясь на этом, суд постановил, что несчастный случай не производственный.

Формальности несчастного случая в командировке

Заключительный вердикт о том, как квалифицировать травму, выносит комиссия, основываясь на результаты расследования случившегося несчастного происшествия.Кто ответственен за создание комиссии при несчастном случае, случившемся с командированным работником? Это зависит от разновидности самой служебной поездки.

СИТУАЦИЯ 1.

Сотрудник направлен в командировку в какую-то организацию с целью выполнения там некоторых работ или другим образом принимать участие в ее деятельности.

К примеру, работнику нужно выполнить монтажно-сварочные работы. При выполнении монтажа конструкции на высоте, он падает и получает перелом ноги. Данный случай является страховым. При этом все обязанности, связанные с данным происшествием ложатся на принимающую сторону. Они обязаны:

  • сообщить о происшествии в ФСС, а также в случае необходимости и в другие соответствующие органы;

  • создать комиссию для расследования несчастного происшествия с работником, прикомандированным к данной организации;

  • составить акт о произошедшем несчастном случае, даже если работник травмировался в нерабочее время, к примеру, по пути из работы в гостиницу.

Особой формы акта для учета несчастного происшествия, случившегося вне производства, до сих пор не установлено. Из-за этого, как правило, вносятся определенные исправления в форму акта о несчастье на производстве.
При создании комиссии по расследованию происшествия с прикомандированным работником, обязательно в ее состав включается представитель начальника данного работника. Поэтому, необходимо безотлагательно сообщить ему о несчастном случае. При этом сообщать можно в любой доступной форме (к примеру, телефонным звонком).

Однако в случае опоздания или отсутствия представителя работодателя отложение расследования не допускается. При составлении акта по результатам расследования несчастного происшествия указывается организация, отправившая работника в командировку. Помимо этого, работодателю пострадавшего работника направляются копии акта и результаты расследования.

СИТУАЦИЯ 2.

Сотрудник не направлялся в командировку в другую организацию, а действует сам по себе, к примеру, пришел на выставку.
При этом создание комиссии и последующее расследование ложится на плечи работодателя, который поручил работнику выполнить данные действия.В случае необходимости в состав комиссии включается представитель организации, которая по закону (аренда, собственность и др.) является владельцем территории, где случилось несчастное происшествие.

При несчастном происшествии, произошедшем на территории вашего предприятия с работником, направленным из таких стран, как Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Молдова, Азербайджанская либо Кыргызская Республика, составление акта (по форме Н-1М) всегда возлагается на вас. Соответственно такие же правила действуют по отношению к вашим работникам, направленным в эти страны.
СИТУАЦИЯ 3.Несчастье происходит с работником по пути в командировку.

К примеру, при резком торможении поезда он падает с верхней полки. В данной ситуации всегда работает простое правило — комиссию для расследования несчастного происшествия создает работодатель. При этом комиссия создается на основе обычного порядка.

Также хочется напомнить, что при несчастном случае, сроки его расследования должны быть не более:

  • 3 дня — при получении легких телесных повреждений;

  • 15 дней — при получении тяжелых телесных повреждений или смерти работника в результате происшествия;

  • 1 месяц — со дня получения заявления от работника, пострадавшего от несчастного случая, если потеря трудоспособности произошла не сразу.